Доступная среда

Государственная программа «Доступная среда»

https://zhit-vmeste.ru/gosprogramma-dostupnaya-sreda/normativnye-pravovye-akty/dokumenty-programmy-dostupnaya-sreda/

 

Законы и нормативно — правовые акты Республики Саха (Якутия) по социальной поддержке инвалидов, созданию доступной среды

https://mintrud.sakha.gov.ru/doki1/sozdanie-bezbarernoj-sredy/zakony-i-npa-rsj

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения. 

 Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

  В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

  Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития. На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут. Потребность введения в штат сурдопереводчика, тьютера отсутствует. Дистанционное обучение и обучение на дому не проводится по причине отсутствия потребности. В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. Педагоги МБДОУ  прошли необходимое обучение по правилам сопровождения инвалидов в организации и курсы повышения квалификации по программе "Инклюзивное образование: Психолого-педагогические аспекты в условиях реализации ФГОС", "Ранний возраст: актуальные вопросы дифференциальной диагностики проблем и коррекции нарушения развития. Содержание психилого-педагогической и логопедической коррекции"  

 

Cпециально оборудованные учебные кабинеты

Учебные кабинеты/ групповые помещения

Изолированные помещения, принадлежащие каждой детской возрастной группе, полифункциональны, что позволяет создавать условия для разных видов детской активности, с учетом рационального использования пространства. Развитие образовательной среды осуществляется за счёт постоянного обновления и пополнения образовательным оборудованием с учётом возрастных особенностей детей.   

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объекты для проведения практичесих занятий

Специализированные помещения и кабинеты специалистов ДОУ:

1) Музыкальный зал - для проведения музыкальных занятий и театрализованной деятельности детей

2) Спортивный зал - для проведения физкультурно-оздоровительной  работы с детьми

3) Логопедический кабинет - для занятий с детьми с нарушениями речи (индивидуальных и коррекционных занятий)

 

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотека

Cодержит познавательную и справочную литературу, детскую художественную литературу, энциклопедии по разным направлениям работы с детьми, собрание сказок для детей, методическую литературу и пособия по работе с родителями воспитанников.  Библиотека ДОУ комплектуется в соответсвии с разделами образовательной программы:

- Программно-методическое обеспечение

- Познавательное развитие дошкольников

- Речевое развитие  дошкольников

- Художественно-эстетическое развитие  дошкольников

- Социально-личностное развитие  дошкольников

- Физическое развитие  дошкольников

- Духовно - нравственное и патриотическое воспитание

- Игровая деятельность дошкольников

- Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса

-  Театральная деятельность

- Развитие и коррекция речи дошкольников

- Экологическое воспитание

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объекты спорта

Предназначены для проведение физкультурных занятий, зарядок с детьми среднего и старшего возраста, развлечений, связанных с двигательной активностью детей всех возрастных групп. В ДОУ к объектам спорта относятся:

-спортивный зал,

-сортивная площадка на территории ДОУ.

Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания

Средства для организации образовательной деятельности:

*     печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);

*     электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);

*     аудиовизуальные (слайды, презентации);

*     наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, картины, пособия и т.д.);

*     демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели);

*     спортивные снаряды;

*     технические средства обучения – ТСО (интерактивные доски, интерактивные столы и пол, цифровые микроскопы и телескопы, документкамеры)

Оборудование по видам детской деятельности:

*      Игровое оборудование для сюжетной игры включает: игрушки-персонажи, игрушки - предметы оперирования, маркеры игрового пространства, полифункциональные материалы.

*      Игровое оборудование для игр с правилами включает: оборудование для игр на ловкость, для игр «на удачу», для игр на развитие интеллектуальных особенностей.

*      Оборудование для продуктивной деятельности представлено оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования и оборудованием общего назначения: набор оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации; оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы;

*      Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал: оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания;

*      Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для общеразвивающих упражнений.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Доступ в здание для  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не оборудован.

Специальные условия питания

Организация питания в ДОУ  Необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста является правильная организация питания, обеспечивающая организм энергией и всеми необходимыми ему пищевыми веществами – белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными веществами. Соблюдение принципов рационального, сбалансированного питания детей раннего и дошкольного возраста – важный фактор процессов роста, совершенствования многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности ребенка. Организация питания в ДОУ предусматривает выполнение режима дня. Качественное сбалансированное питание детей обеспечивается в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и нормативами действующего  СанПиН. В образовательном учреждении составлено 10 - дневное перспективное меню. 

Питание обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в детском саду  не имеется, поскольку среди обучающихся нет лиц из указанных категорий.

Cпециальные условия охраны здоровья

Медицинское обслуживание  воспитанников осуществляется на основании соглашения с ГБУ «Центральная районная больница», специально закреплённым медицинским персоналом, который наряду с администрацией дошкольного учреждения несёт ответственность за охрану здоровья и физическое воспитание детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенического режима и качество питания воспитанников.

 

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).  Доступ педагогических работников к информационно -телекоммуникационной сети Интернет и базам данных в Учреждении осуществляется с ноутбуков, который имеется у каждого воспитателя. Также доступ к сети Интернет имеет  логопед,  инструктор ФИЗО и преподаватель дополнительного образования без ограничения времени и потребленного трафика.  Заведующий хозяйством также имеет доступ для сдачи отчетов.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обучающиеся имеют доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), представленным в методическом кабинете, групповым сборникам исключительно под руководством педагога.

- интерактивная доска

- цифровой микроскоп

- цифровой телескоп

- интерактивное пособие по речевому развитию

- интерактивное пособое по познавательному развитию

- интерактивное пособое по обучению ПДД

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для педагогических работников  выполняют широкие функции в информационно-педагогическом обеспечении, обеспечивают доступ к различным источникам информации, способствует овладению современными информационными технологиями и способствует повышению квалификации педагогов.

 

Коллекция ЭОР  

 

 

Ресурс

Основные разделы

https://minobrnauki.gov.ru

Министерство образования и науки Российской Федерации

Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации.

http://www.edu.ru

Федеральный портал "Российское образование"

 Каталог Интернет-ресурсов.

http://window.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Каталог и Хранилище Цифровых образовательных ресурсов

Тематические коллекции Цифровых образовательных ресурсов.

http://fcior.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Каталог и Хранилище Электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для открытой мультимедиа среды (ОМС).

http://www.i-deti.ru

Игра и дети

Журнал для родителей и педагогов «Игра и дети»:

разработки нестандартных занятий, приемы обучения в игре,

материалы для эффективной совместной работы с родителями своих воспитанников, цветные наглядные пособия.

http://www.solnet.ee

Детский портал Солнышко

Игротеки, полезные советы, конкурсы, сценарии

http://www.7ya.ru

Информационный проект по семейным вопросам

воспитание детей, образование, быт, отдых, семейные отношения.

тематические конференции, рейтинги детских садов и школ, статьи.

http://murzilka.km.ru

http://www.solnet.ee

Детские сетевые издания

Журнал «Мурзилка»

Детский портал «Солнышко»

http://www.dedushka.net

Библиотеки электронных сайтов

Детская сетевая библиотека

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - в учреждении не используются. 

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

МБДОУ имеет отдельно стоящее здание 1981 г. постройки. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), входная площадка имеет навес. Здание оснащено системой видеонаблюдения и противопожарной сигнализации.

Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.